Аннотация к программе
1. Паспорт программы профессионального модуля «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования»
1.1. Область применения программы
Настоящая программа предназначена для повышения квалификации учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей ГПД, специалистов службы сопровождения образовательных учреждений, работающих в условиях специального и инклюзивного образования. Цель программы: совершенствование профессиональных компетенций педагогов и специалистов по вопросам сопровождения обучающихся с ОВЗ. Для осуществления качественного обучения учащихся с ОВЗ необходимо четко представлять не только психофизиологические особенности их развития, но и знать особенности организации учебного процесса, технологии обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.
Содержание программы раскрывает особенности организации образовательного процесса данной категории обучающихся, знакомит с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ, направлениями психолого-педагогического сопровождения и технологиями коррекционно-развивающего обучения.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
- сформировать представление о требованиях ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС Оу/о к результатам, условиям, структуре ООП в обучении данной категории детей;
- расширить представление о психолого-педагогических особенностях детей с проблемами в развитии и возможностях инклюзивного обучения их в общеобразовательной школе;
- совершенствовать профессиональные навыки слушателей курсов по освоению приемов коррекционной работы, по развитию метапредметных и предметных знаний, умений школьников с ОВЗ и с интеллектуальными нарушениями:
- познакомить со способами адаптации дидактического материала обучающихся с ОВЗ и с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения;
- познакомить с направлениями психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ОУ;
- развивать у слушателей навыки рефлексивной деятельности, умение проанализировать и оценить собственный опыт с позиции его актуальности и практической значимости;
Программа составлена с учетом современных научно-педагогических и психологических исследованиях, носит практико-ориентированный характер. Планируется ознакомление слушателей с новыми методическими решениями проблемы обучения и сопровождения детей с ОВЗ в различных образовательных организациях.
Предполагаемая результативность - внедрение приобретенных знаний и умений в реализации требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях инклюзивного обучения.
1.3. Форма обучения и режим занятий
1.3.1. Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий
1.3.2. Режим занятий – без отрыва от работы (модуль рассчитан на 72 часа. Четыре учебных часа в день.).
1.4. Требования к обучающимся:
1.4.1. Требования к уровню образования – среднее или высшее профессиональное образование по специальности учитель, воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (без предъявления требований к стажу работы).
1.4.2. Требования к опыту работы:
- наличие опыта работы в общеобразовательной школе;
1.5. Количество часов на освоение программы профессионального модуля и виды учебной работы:
Всего учебной нагрузки по модулю – 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в т. ч.:практических занятий – 38 часов; самостоятельной работы обучающегося – 6 часа;практика по модулю не предусмотрена.
1.6. Итоговая аттестация по модулю в форме зачета.
Основанием для зачета является: составление технологической карты урока по одному из предметов начальной школы, либо коррекционного занятия (по выбору слушателя).
1.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров: преподаватели должны иметь опыт работы в системе повышения квалификации, обучении слушателей основам коррекционной педагогики и психолого-педагогической диагностики.
1.8. Форма документа по результатам освоения программы модуля – Удостоверение