Основные понятия стандарта ДО второго поколения
Для понимания особенностей содержания ФГОС ДО необходимо знать эти понятия.
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Амплификация развитиямаксимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. | ||
В |
---|
Вариативность содержания образовательных программобеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ | ||
Взрослыеродители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации | ||
Г |
---|
Государственное (муниципальное) заданиедокумент, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации | ||
Государственные гарантии уровня и качества образованияединство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации | ||
Е |
---|
Единство образовательного пространстваобеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования | ||
З |
---|
Зона ближайшего развитияуровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности | ||
И |
---|
Индивидуализация образованияпостроение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования | ||
К |
---|
Комплексная образовательная программапрограмма, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках | ||
М |
---|
Межведомственное взаимодействиепартнерство, направленное на обеспечение качественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества | ||
О |
---|
Образовательная областьструктурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей. | ||
Образовательная средасовокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей | ||
Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ)любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией | ||
Организации, осуществляющие образовательную деятельностьорганизации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ. | ||
Основная образовательная программа дошкольного образованиякомплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность | ||
Особые образовательные потребностииндивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. | ||
Отношения в сфере образованияобщественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. | ||
П |
---|
Парциальная образовательная программапрограмма, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. | ||
Педагогическая диагностикаоценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. | ||
Педагогический работникфизическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в том числе относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог[1]. [1] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008 г. № 216-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»; | ||
Подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификацииобучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ. | ||
Преемственность основных образовательных программпреемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. | ||
Психологическая диагностикавыявление и изучение индивидуально‑психологических особенностей детей. | ||
Р |
---|
Равенство возможностейобеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. | ||
Развивающая предметно-пространственная средачасть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. | ||
Разнообразие детствамногообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями. | ||
Ранняя помощьсемейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей. | ||
С |
---|
Самоценность детствапонимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. | ||
Социальная ситуация развитиясложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми. | ||
Специальные условия образованияспециальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено. | ||